Вся правда о современных кочевниках
…Я думаю, что в каждой родословной найдется хоть один такой бродяжка, о каких в народе говорят: «Перекати-поле». Жители больших городов, может, и не знают, откуда взялось такое выражение. А я провела детство в Северном Казахстане и хорошо помню, как осенью ветер гнал по степи эти шарообразные клубки растений, высушенных солнцем.
И какой же бесприютностью веяло от них!..
Помню и то, как однажды я привела это обидное сравнение дорогому мне человеку. Кем он был? Ученым, этнологом, фольклористом. Наилучшим из собеседников и обаятельнейшим из людей. Он много чего знал, много повидал, на все имел свой взгляд.
Большую часть года он проводил в экспедициях, в общении с людьми, а меньшую – в описании, систематизации, издании собранного материала.
В силу семейных обстоятельств, врожденной непрактичности не имел, как говорится, ни кола, ни двора.
Надо сказать, что мои слова про «перекати-поле» были им восприняты болезненно. Родом он из-под Пскова, и воспитания традиционного. И такой вот бродяжий образ жизни родней и знакомыми не только в России, но и везде, где сохранен патриархальный уклад, мягко говоря, не одобряется. В глазах оседлых такой человек — беспутный. Не по-людски живет.
По-людски — это значит найти себе нормальную работу со стабильным заработком, растить детей, потом внуков; строить дом, высаживать деревья; летом в огороде копаться, в жару плескаться в реке, рыбачить, а осенью — ходить по грибы, помидоры в банки закатывать; зимой — тигров по схеме из журнала крестиком вышивать, сериалы смотреть. Цены на водку да на бензин обсуждать…
Только нашего бродяжку эти почтенные занятия почему-то не прельщают. Он выбирается в большой город, и, если с царем в голове, то выучивается, получает интересную профессию, ездит по миру, осваивает разные языки, повсюду заводит себе друзей, снимает видео и рассказывает о нем в ютубе. А то и книжки пишет. В том числе и о том, каков он, образ жизни в таких вот городках.
Люди — не только современные, а вообще, как вид — делятся на кочевников и оседлых. По принципу жизни. По базовой энергии.
Впервые я задумалась об этом в Сургуте, когда осваивала специфику жизни в северных городах. Один социолог мне рассказывал о том, как и, главное, кто осваивал нашу Западную Сибирь. Край нефти и газа, которые на сегодняшний день — наше всё.
Вначале (1581-82-гг.) туда явился атаман Ермак. О котором до времени Сибирского похода, между прочим, толком ничего и не известно. Ни где, ни когда он родился. То ли на Дону, то ли под Архангельском, то ли где-то на реке Чусовой.
По чьей инициативе состоялся поход, мы тоже знаем мало — интернета же не было. По одной версии, купцы Строгановы по поручению Ивана Грозного дали деньги на выступление казачьего отряда на пустынные и никому не известные земли, чтобы положить конец татарским набегам.
По другой — Строгановы сами наняли казаков, чтобы те охраняли их собственность.
А по третьей — Ермак (настоящее его имя тоже неизвестно) с друганами просто разграбили строгановские склады и вломились на территорию ханства для поживы.
Вот так и пошло. Нам трудно себе представить, что собой представляли тогда эти белые пятна планеты. Но кто-то же их заселил? Кто-то пошел туда, в никуда?
И кто же они были, эти люди?
А кто добровольно в 60-градусный мороз, да к диким зверям, да в мошку болотную отправится? Только тот, кто в своей деревне не прижился, кому жить как люди — не в радость. Воры, проститутки, беглые каторжные или крестьяне. На Севере крепостного права никогда не было. А кто их там, в болотах, искать станет?
Вот там, на воле, где заведенного порядка нет, они и создавали свою новую жизнь.
В конце 1950-х, когда нашли газ и нефть, началось заселение этих неуютных территорий. Кто сюда поехал? Кто осушал эти болота, на которых теперь стоят города? Кто строил времянки и готов был жить в них? Вахтовики со всего Советского Союза.
А по сути, по человеческой сути?
Смотри выше.
Еще раз хочу уточнить: речь идет не о мигрантах, которые перемещаются из родных регионов потому, что там нет работы и — просто нужда гонит.
И не о стадах туристов, покорно следующих за экскурсоводом.
Не о тех, кто путешествует потому, что в глобальную эпоху это стало занятием статусным.
Речь идет об особой породе людей, о тех, кто от природы наделен тягой к перемене мест. О вечных странниках.
Дело даже не в том, откуда они уходили. Мала или велика их отчизна. Просто одни люди всегда выбирали быть в своей деревне шишкой на равнине, главным агрономом, начальником, словом, первым парнем, а другие — просто быть. Быть собой. Видеть, каково там, в других местах, изучать мир, иные способы жить, общаться, есть, молиться, любить…
Именно от тех, кто всю жизнь прожил в своем городке, там окреп, обзавелся связями, выстроил или расширил жилье, стал влиятельным человеком, словом, от тех, кто – где родился, там и пригодился, — можно услышать спесивые слова: «Я всегда прав!».
Как куры и утки в сказке про гадкого утенка, они полагают, что их курятник – это и есть весь мир.
В соцсетях, в блогах путешественников можно не только увидеть необычные места в самых неизведанных, самых красивых уголках планеты. Вы замечаете там такую особенность: человек может оказаться хирургом, велосипедистом, фотографом, автором и издателем книг, переводчиком… да кем угодно! Будучи всем одновременно, он перемещается по миру и изучает его.
На самолете или автостопом, на велосипеде или пешком…Трудно предположить, что такой человек станет слушать советы вашей соседки тети Вали, которая обзывает таких, как он, цыганами, и пожелает жить так, как она.
Чего-то этим людям не хватает в жизни таких вот «обычных» людей.
Ученые, в свою очередь, исследуют их самих, этот человеческий, социальный феномен. Выяснилось, что существует ощутимая зависимость между этой тягой к перемещением, которую нормальные люди считают пустой и пагубной, и уровнем интеллекта.
Изначально предполагалось, что умные люди отдают предпочтение жизни в больших городах. Но выяснилось, что самых башковитых из тех, кто покидает провинцию, привлекает не столько жизнь в большом городе, сколько само путешествие.
Markus Jokela, психолог из университета Хельсинки, много лет изучал историю американской миграции в период с 1979 по 1996 годы. И выяснил, что люди, переехавшие из сел в крупные города, существенно повышали свои интеллектуальные показатели.
Но и те, кто сменил большой город на пригород или небольшой населенный пункт неподалеку, имели все же более высокие когнитивные показатели, чем те, кто оставался все эти года на одном и том же месте.
Почему им не сидится? Что их гонит с места на место, в отличие от других, тех, кого «и здесь неплохо кормят»?
С развитием генетики нам стали открываться ошеломительные тайны мира. Мира под названием человек. Возникла гипотеза, что жажда странствий, как и многое другое, связана с определенным генетическим кодом. И есть ген, — DRD4-7r, — который так и называют: ген бродяжничества.
Предполагается, что он отвечает за ряд качеств, которые сопутствуют тяге к передвижениям. Это, как правило, экстравертность, повышенный уровень любознательности, неустанный поиск приключений, потребность в исследовании новых мест и чувствительность к окружающей среде, любопытство к новой пище, отношениям, сексуальному экспериментированию, готовность к риску, спонтанность и даже предрасположенность к философии либерализма.
Представляете, какой букет? И все – в одном гене.
Он довольно редок. Его находят в генной цепочке лишь 20% человечества. И обычно им наделены жители тех стран, чье население активно передвигалось по Земле и в прошлом, и в наши дни. Считается, что они мигрировали на большие расстояния из тех районов Африки, где когда-то, по распространенной научной версии, и зародилось человечество.
Однако можно ли свести такие сложные явления, как человек, его мотивация и поведение, к одному гену? Сомневаюсь. По-моему, тут задействовано куда большее число переменных.
Может, все было наоборот?
Chuansheng Chen, профессор факультета психологии и социального поведения Университета Калифорнии, на которого ссылаются мои коллеги, предположил, что в случае с мигрантами из Африки, возможно, не ген стимулировал перемещение, а, напротив, селекция гена произошла в связи с миграцией и соответствующим поведением людей.
Что, если предки людей с кодом «перекати-поле» просто сумели выжить в дальних странствиях?
Каким образом? Да просто обладали особой чувствительностью к окружающей среде, лучше чувствовали опасность и т.п. Вот в генах и «записалась» память о пережитом риске, о постоянных переменах, об остроте и вдохновенности жизни.
Есть еще одна хорошая новость для тех, кто чувствует в себе этот волшебный ген: он каким-то образом связан с долгожительством.
Увы, все в этом мире двойственно. Наряду с творческим постижение мира и другими привлекательными свойствами, DRD4-7R, говорят, связан также с асоциальным поведением. Очень часто его обладатель — наркоман и полный беспредельщик.
Развитие скоростных и доступных средств связи и передвижения делает свое дело — многие имеют реальную возможность переезжать куда хотят, работать, сотрудничать с другими людьми, притом из разных точек планеты, в реальном времени. Могут зарабатывать деньги в других регионах, странах. И даже в дороге.
Если они этого хотят.
Многие хотят, тем более, что путешествие стало как никогда удобным и комфортным. Для и для них путешествие становится образом жизни. В основном это люди тех профессий, которые не связывают их конкретным местом пребывания. Фотографы и специалисты медиа, журналисты и литераторы, айтишники, преподаватели и т.п.
Они ни к чему не привязаны. Не имеют ни постоянного дома, ни места работы. Появился даже особый термин — неокочевник. Глобальный кочевник (англ. Global nomad). Разумеется, большая их часть — выходцы из стран Запада. Думаю, не стоит объяснять, почему?..
Логика развития науки и техники такова, что вскоре свободного времени у всех нас будет еще больше. Вопрос в том, сумеем ли мы использовать его творчески, или хотя бы конструктивно. В любом случае, учитывая усилия рекламы и моды на путешествия, кочующих людей должно стать еще больше.
Но если вы хотя бы слегка поинтересуетесь результатами социологических опросов, даже просто понаблюдаете за теми, кто родился в эпоху интернета, то увидите, что люди, при всем различии поколений, в сущности, остается все тем же. Те же 20% против 80%.
В конце 2016 года Сбербанк совместно с агентством Validata провел качественное исследование 18 фокус-групп с россиянами в возрасте от 5 до 25 лет, их родителями и учителями. Был проведен ряд глубинных интервью. Проанализировано содержание блогов молодых людей из разных городов России.
Среди фактов, которые я узнала из открытых источников, есть и те, которые связаны с темой этой статьи. Несмотря на беспрецедентные возможности познавать, исследовать, открывать мир на планете, таинственную реальность, которая простирается над ней и в глубине ее, большинство молодых людей ставят перед собой весьма неамбициозные цели. Они боятся риска, боятся разочарований.
Их ожидания от будущего — «нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.
Вот их ответы: «Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
А вот комментарий взрослых, подводящий итог большинству ответов: «Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».
12.10.2017
Спасибо за статью! Было интересно почитать о себе. Жаль, что других комментариев нет ... Я жила зарубежом много лет, поменяв 3 города. Не так давно вернулась в Россию, но не в свой родной город, а в совсем другой. И прожив в нем 1,5 года, снова думаю переезжать. Если честно, я уже подустала так ездить, но пока не получается где-то задержаться. Буду рада познакомиться с другими перекати-поле. Хотя на самом деле я очень даже домашний человек и сама часто не понимаю, как так получилось, что я все время переезжаю ...
21.04.2018 в 21:43:19