Вся правда о современных кочевниках

Вся правда о современных кочевниках

…Я думаю, что в каждой родословной найдется хоть один такой бродяжка, о каких в народе говорят: «Перекати-поле». Жители больших городов, может, и не знают, откуда взялось такое выражение. А я провела детство в Северном Казахстане и хорошо помню, как осенью ветер гнал по степи эти шарообразные клубки растений, высушенных солнцем.

И какой же бесприютностью веяло от них!..

Помню и то, как однажды я привела это обидное сравнение дорогому мне человеку. Кем он был? Ученым, этнологом, фольклористом. Наилучшим из собеседников и обаятельнейшим из людей. Он много чего знал, много повидал, на все имел свой взгляд.

Большую часть года он проводил в экспедициях, в общении с людьми, а меньшую – в описании, систематизации, издании собранного материала.

В силу семейных обстоятельств, врожденной непрактичности не имел, как говорится, ни кола, ни двора.

Надо сказать, что мои слова про «перекати-поле» были им восприняты болезненно. Родом он из-под Пскова, и воспитания традиционного. И такой вот бродяжий образ жизни родней и знакомыми не только в России, но и везде, где сохранен патриархальный уклад, мягко говоря, не одобряется. В глазах оседлых такой человек — беспутный. Не по-людски живет.

По-людски — это значит найти себе нормальную работу со стабильным заработком, растить детей, потом внуков; строить дом, высаживать деревья; летом в огороде копаться, в жару плескаться в реке, рыбачить, а осенью — ходить по грибы, помидоры в банки закатывать; зимой — тигров по схеме из журнала крестиком вышивать, сериалы смотреть. Цены на водку да на бензин обсуждать…

Только нашего бродяжку эти почтенные занятия почему-то не прельщают. Он выбирается в большой город, и, если с царем в голове, то выучивается, получает интересную профессию, ездит по миру, осваивает разные языки, повсюду заводит себе друзей, снимает видео и рассказывает о нем в ютубе. А то и книжки пишет. В том числе и о том, каков он, образ жизни в таких вот городках.

Жизнь в деревне

Люди — не только современные, а вообще, как вид — делятся на кочевников и оседлых. По принципу жизни. По базовой энергии.

Впервые я задумалась об этом в Сургуте, когда осваивала специфику жизни в северных городах. Один социолог мне рассказывал о том, как и, главное, кто осваивал нашу Западную Сибирь. Край нефти и газа, которые на сегодняшний день — наше всё.

Вначале (1581-82-гг.) туда явился атаман Ермак. О котором до времени Сибирского похода, между прочим, толком ничего и не известно. Ни где, ни когда он родился. То ли на Дону, то ли под Архангельском, то ли где-то на реке Чусовой.

По чьей инициативе состоялся поход, мы тоже знаем мало — интернета же не было. По одной версии, купцы Строгановы по поручению Ивана Грозного дали деньги на выступление казачьего отряда на пустынные и никому не известные земли, чтобы положить конец татарским набегам.

По другой — Строгановы сами наняли казаков, чтобы те охраняли их собственность.

А по третьей — Ермак (настоящее его имя тоже неизвестно) с друганами просто разграбили строгановские склады и вломились на территорию ханства для поживы.

Ермак с казаками

Вот так и пошло. Нам трудно себе представить, что собой представляли тогда эти белые пятна планеты. Но кто-то же их заселил? Кто-то пошел туда, в никуда?

И кто же они были, эти люди?

А кто добровольно в 60-градусный мороз, да к диким зверям, да в мошку болотную отправится? Только тот, кто в своей деревне не прижился, кому жить как люди — не в радость. Воры, проститутки, беглые каторжные или крестьяне. На Севере крепостного права никогда не было. А кто их там, в болотах, искать станет?

Вот там, на воле, где заведенного порядка нет, они и создавали свою новую жизнь.

В конце 1950-х, когда нашли газ и нефть, началось заселение этих неуютных территорий. Кто сюда поехал? Кто осушал эти болота, на которых теперь стоят города? Кто строил времянки и готов был жить в них? Вахтовики со всего Советского Союза.

А по сути, по человеческой сути?

Смотри выше.

Вахтовики с Советского Союза

Еще раз хочу уточнить: речь идет не о мигрантах, которые перемещаются из родных регионов потому, что там нет работы и — просто нужда гонит.

И не о стадах туристов, покорно следующих за экскурсоводом.

Не о тех, кто путешествует потому, что в глобальную эпоху это стало занятием статусным.

Речь идет об особой породе людей, о тех, кто от природы наделен тягой к перемене мест. О вечных странниках.

Дело даже не в том, откуда они уходили. Мала или велика их отчизна. Просто одни люди всегда выбирали быть в своей деревне шишкой на равнине, главным агрономом, начальником, словом, первым парнем, а другие — просто быть. Быть собой. Видеть, каково там, в других местах, изучать мир, иные способы жить, общаться, есть, молиться, любить…

Именно от тех, кто всю жизнь прожил в своем городке, там окреп, обзавелся связями, выстроил или расширил жилье, стал влиятельным человеком, словом, от тех, кто – где родился, там и пригодился, — можно услышать спесивые слова: «Я всегда прав!».

Как куры и утки в сказке про гадкого утенка, они полагают, что их курятник – это и есть весь мир.

путешественник

В соцсетях, в блогах путешественников можно не только увидеть необычные места в самых неизведанных, самых красивых уголках планеты. Вы замечаете там такую особенность: человек может оказаться хирургом, велосипедистом, фотографом, автором и издателем книг, переводчиком… да кем угодно! Будучи всем одновременно, он перемещается по миру и изучает его.

На самолете или автостопом, на велосипеде или пешком…Трудно предположить, что такой человек станет слушать советы вашей соседки тети Вали, которая обзывает таких, как он, цыганами, и пожелает жить так, как она.

Чего-то этим людям не хватает в жизни таких вот «обычных» людей.

Ученые, в свою очередь, исследуют их самих, этот человеческий, социальный феномен. Выяснилось, что существует ощутимая зависимость между этой тягой к перемещением, которую нормальные люди считают пустой и пагубной, и уровнем интеллекта.

Изначально предполагалось, что умные люди отдают предпочтение жизни в больших городах. Но выяснилось, что самых башковитых из тех, кто покидает провинцию, привлекает не столько жизнь в большом городе, сколько само путешествие.

Markus Jokela, психолог из университета Хельсинки, много лет изучал историю американской миграции в период с 1979 по 1996 годы. И выяснил, что люди, переехавшие из сел в крупные города, существенно повышали свои интеллектуальные показатели.

Но и те, кто сменил большой город на пригород или небольшой населенный пункт неподалеку, имели все же более высокие когнитивные показатели, чем те, кто оставался все эти года на одном и том же месте.

Велотур

Почему им не сидится? Что их гонит с места на место, в отличие от других, тех, кого «и здесь неплохо кормят»?

С развитием генетики нам стали открываться ошеломительные тайны мира. Мира под названием человек. Возникла гипотеза, что жажда странствий, как и многое другое, связана с определенным генетическим кодом. И есть ген, — DRD4-7r, — который так и называют: ген бродяжничества.

Предполагается, что он отвечает за ряд качеств, которые сопутствуют тяге к передвижениям. Это, как правило, экстравертность, повышенный уровень любознательности, неустанный поиск приключений, потребность в исследовании новых мест и чувствительность к окружающей среде, любопытство к новой пище, отношениям, сексуальному экспериментированию, готовность к риску, спонтанность и даже предрасположенность к философии либерализма.

Представляете, какой букет? И все – в одном гене.

Он довольно редок. Его находят в генной цепочке лишь 20% человечества. И обычно им наделены жители тех стран, чье население активно передвигалось по Земле и в прошлом, и в наши дни. Считается, что они мигрировали на большие расстояния из тех районов Африки, где когда-то, по распространенной научной версии, и зародилось человечество.

Однако можно ли свести такие сложные явления, как человек, его мотивация и поведение, к одному гену? Сомневаюсь. По-моему, тут задействовано куда большее число переменных.

Может, все было наоборот?

Chuansheng Chen, профессор факультета психологии и социального поведения Университета Калифорнии, на которого ссылаются мои коллеги, предположил, что в случае с мигрантами из Африки, возможно, не ген стимулировал перемещение, а, напротив, селекция гена произошла в связи с миграцией и соответствующим поведением людей.

Что, если предки людей с кодом «перекати-поле» просто сумели выжить в дальних странствиях?

Каким образом? Да просто обладали особой чувствительностью к окружающей среде, лучше чувствовали опасность и т.п. Вот в генах и «записалась» память о пережитом риске, о постоянных переменах, об остроте и вдохновенности жизни.

Есть еще одна хорошая новость для тех, кто чувствует в себе этот волшебный ген: он каким-то образом связан с долгожительством.

Увы, все в этом мире двойственно. Наряду с творческим постижение мира и другими привлекательными свойствами, DRD4-7R, говорят, связан также с асоциальным поведением. Очень часто его обладатель — наркоман и полный беспредельщик.

Путешествие по красивым местам планеты

Развитие скоростных и доступных средств связи и передвижения делает свое дело — многие имеют реальную возможность переезжать куда хотят, работать, сотрудничать с другими людьми, притом из разных точек планеты, в реальном времени. Могут зарабатывать деньги в других регионах, странах. И даже в дороге.

Если они этого хотят.

Многие хотят, тем более, что путешествие стало как никогда удобным и комфортным. Для и для них путешествие становится образом жизни. В основном это люди тех профессий, которые не связывают их конкретным местом пребывания. Фотографы и специалисты медиа, журналисты и литераторы, айтишники, преподаватели и т.п.

Они ни к чему не привязаны. Не имеют ни постоянного дома, ни места работы. Появился даже особый термин — неокочевник. Глобальный кочевник (англ. Global nomad). Разумеется, большая их часть — выходцы из стран Запада. Думаю, не стоит объяснять, почему?..

Логика развития науки и техники такова, что вскоре свободного времени у всех нас будет еще больше. Вопрос в том, сумеем ли мы использовать его творчески, или хотя бы конструктивно. В любом случае, учитывая усилия рекламы и моды на путешествия, кочующих людей должно стать еще больше.

Но если вы хотя бы слегка поинтересуетесь результатами социологических опросов, даже просто понаблюдаете за теми, кто родился в эпоху интернета, то увидите, что люди, при всем различии поколений, в сущности, остается все тем же. Те же 20% против 80%.

В конце 2016 года Сбербанк совместно с агентством Validata провел качественное исследование 18 фокус-групп с россиянами в возрасте от 5 до 25 лет, их родителями и учителями. Был проведен ряд глубинных интервью. Проанализировано содержание блогов молодых людей из разных городов России.

Среди фактов, которые я узнала из открытых источников, есть и те, которые связаны с темой этой статьи. Несмотря на беспрецедентные возможности познавать, исследовать, открывать мир на планете, таинственную реальность, которая простирается над ней и в глубине ее, большинство молодых людей ставят перед собой весьма неамбициозные цели. Они боятся риска, боятся разочарований.

Их ожидания от будущего — «нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

Вот их ответы: «Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».

А вот комментарий взрослых, подводящий итог большинству ответов: «Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

12.10.2017

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

0 МНЕНИЙ

Зарегестрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы высказать своё мнение.
Не оставляй его при себе, поделись им с нами!