Что за стиль музыки Краут-рок? Как он звучит?

Что за стиль музыки Краут-рок? Как он звучит?

11 058

Краутрок — течение, созданное немецкими музыкантами, разработавшими свой уникальный род экспериментальной психоделии, высшая точка развития которого пришлась на начало 1970-х.

Название стиля произошло от обидного прозвища немцев времён 2 Мировой войны, — krauts (фрицы), — и по этой причине многими отвергается; более корректный (хотя и не так распространённый) термин — «kosmische musik».

Известный музыкант/учёный/энтузиаст Джулиан Коуп назвал краутрок «исключительно британским феноменом», что видно из самого названия. Многие из этих групп были явлениями провинциальными, работали в отрыве от мира и мало что знали о популярной музыке своего времени. Однако когда радиослушатели за пределами Германии — например, те же британцы, среди которых невероятной популярностью пользовалось шоу Джона Пила на BBC Radio — открыли для себя их записи, это выглядело как уже вполне оформившееся направление со своим особенным звучанием.

Как это звучит

Как и в случае со многими альтернативными музыкальными жанрами с определённой географической локализацией, различные группы, играющие краут-рок, были зачастую ближе друг к другу территориально, чем стилистически. Тем не менее, есть некоторые элементы, объединяющие все эти коллективы.

Группа CanГруппа Can

Главный из них — дух экспериментализма, выражающийся в стремлении довести до крайности композиционные ограничения. Краут-рок — это, формально, рок, но это уже не старые добрые рок-н-ролльные песенки. Джукбоксовский сорокапятиминутный предел был преодолён, — теперь группа могла джемить на протяжении целой стороны долгоиграющей пластинки. Вообще считается, что джем-бэнды и студийные проекты находятся на противоположных концах музыкального спектра, но в краут-роке эти два, казалось бы, несовместимых подхода могут служить одному и тому же художественному замыслу. Группа Can, например, была сборищем потных, усатых и волосатых мужчин, любивших играть долго и громко, до тех пор, пока они не выпадали в какое-то общее ментальное подпространство. И в то же время их басист Хольгер Шукай являлся одним из первых и влиятельнейших мастеров студийных экспериментов; «расчленить» плёнки с записями джемов и заново «собрать» из них принципиально новые композиции возможно было лишь путём студийных манипуляций.

Помимо этого, краут-рок-группы были ранними приверженцами синтезаторного звука; исполнители, подобные Popol Vuh, делали основной упор на характерное звучание клавишных типа Moog’а. С другой стороны, там, где остальные синт-ориентированные группы того периода стараются звучать «футуристично», коллективы вроде Ash Ra Tempel и Faust просто используют синтезатор как вспомогательный инструмент, включают его в свои экспериментальные «звуковые пейзажи», не акцентируясь на новшестве.

Недоразумения, связанные с жанром

Таковых немного, и основное — представление о краут-роке как о целостном, неразделимом движении. Все эти группы происходили из разных городов, редко играли вместе и, похоже, нет ничего такого, чтобы их связывало.

Откуда взялось название

Легендарный альбом 1973 года Faust IV группы Faust открывает 12-минутная композиция «Krautrock». Правда, здесь термин применён не впервые, это была, скорее, реакция на то, как изображала группу британская пресса. Faust, по сравнению с другими своими соотечественниками, заняли ближние подступы к музыкальной сцене Великобритании, поскольку подписали контракт непосредственно с английским лейблом Virgin.

Faust - немецкая краутрок-группаFaust - немецкая краутрок-группа

Тем не менее, группа была несколько смущена тем фактом, что многие воспринимают их музыку достаточно однобокой не без расистского оттенка. Назвав свою композицию — мрачный этюд для гипнотических волынок, который, в отсутствие припева, мог бы получить любое название — «Krautrock», они, таким образом, фактически получили право собственности на этот термин. Естественно, что многие годы спустя всё, что мы знаем точно — это то, что Faust назвали песню «Krautrock», и что это, похоже, и есть первоисточник названия. Особенно с учётом того, что непросто теперь найти журналиста/диджея и т. д., который САМЫМ первым выразил словами то, что было, на самом деле, типичной, очень английской реакцией на такую музыку.

Когда это стартовало

Как и лучшие из музыкальных течений, краут-рок не возник на пустом месте. Он годами плавно набирал обороты, становясь всё более влиятельным, пока не достиг своего расцвета. Если же нам нужно указать точку, с которой краут-рок проник в массовое сознание — когда эти слабо связанные друг с другом коллективы стали восприниматься как одно движение — то самым подходящим для этого событием будет прибытие группы Faust на берега Туманного Альбиона. Возможно, многие немецкие краут-рок-группы были чрезвычайно популярны у себя на родине, но именно Faust стала той из них, что (благодаря амбициозной маркетинговой кампании только что созданной Ричардом Брэнсоном Virgin Records) представила аудитории немецкую прогрессивную/космическую музыку — той самой аудитории, что затем превратила краут-рок в феномен.

Пластинка The Faust Tapes

Это Брэнсон надоумил группу сделать «коллаж» из неиспользованных ранее студийных записей — вещей, не вошедших в альбом Faust 1971-го или Faust So Far 1972-го, который Virgin могла бы отдать почти даром и таким образом познакомить британских покупателей пластинок с новой группой. Результатом стали The Faust Tapes (не ставший альбомом в буквальном смысле слова), который в итоге разошёлся по цене 7-дюймового сингла — 48 пенсов. По легенде, всё закончилось тем, что лейбл продал более 100 000 копий ищущим выгоды покупателям, и, хотя едва ли этот холодный авангард многим пришёлся по вкусу, несомненно, то, что теперь английские любители музыки знали, кто такие Faust.

Определяющие альбомы:

  • Tangerine Dream, Electronic Meditation (1970)
  • Can, Tago Mago (1971)
  • Neu! , Neu!(1972)
  • Faust, Faust IV (1973)
  • Harmonia, Musik von Harmonia (1974)

Нынешнее состояние

Краут-рок в его изначальном виде приказал долго жить, практически — мёртв и похоронен. Хотя множество его корифеев-практиков продолжают отыгрывать концерты и ездить в турне, и влияние их на последующие поколения музыкантов уж никак не преуменьшить. Пожалуй, первыми группами, творчество которых явно инспирировано краут-рокерами (хотя, уточним, они изобрели своё собственное, новое звучание), были английские исполнители в стиле пост-панк типа Public Image Ltd, This Heat и The Fall. Наконец, такие невероятно популярные группы, обратившиеся к студийным экспериментам как средству сохранить творческую свежесть, — Radiohead, Primal Scream, Wilco — частенько называют группы вроде Can и Neu! источниками вдохновения.

Группа RadioheadГруппа Radiohead

Пост-рок как жанр в целом, многим обязанный краут-року, фактически поддерживает его звучание и идеи новыми способами. И очевидное влияние тех же Can, например, на Animal Collective означает, что, подобно эффекту просачивания, то звучание и идеи, что можно услышать на пластинках краут-рок-групп, косвенным образом охотно перенимаются их современными слушателями.

04.10.2019

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

0 МНЕНИЙ

Зарегестрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы высказать своё мнение.
Не оставляй его при себе, поделись им с нами!