Сипайское восстание. Борьба Индии за свободу, 1857—1859 года

Сипайское восстание. Борьба Индии за свободу, 1857—1859 года

Крепость Джханси. По извилистой дороге поднимается говорливая стайка девушек. На них красные, синие, фиолетовые сари. Индийская девушка, женщина умеет искусно обернуть вокруг ног и туловища пятиметровый кусок тонкой материи. В смолисто-черные волосы девушек вплетены венки из белых цветов чампака, источающего острый, чуть приторный аромат.

Звонкий смех, шум, с которым девушки подходили к крепости, остались позади. Ворота-бастионы, подобно фильтру, пропустили внутрь форта степенную, сосредоточенно молчаливую группу. Девушки приехали сюда из Бомбея на экскурсию. Они хотели посмотреть достопримечательность, которой гордится каждая индийская женщина, — крепость Джханси.

Девушки остановились возле самых ворот, у черного ствола пушки, лежащего на подставках без лафета и колес, скорее похожего на толстое, длинное бревно, чем на некогда грозное оружие.

Из этой пушки прославленный начальник Джханси Гулам Гаус Хан разил врагов. Это его знаменитый «громобой», стоявший здесь, у южного бастиона. Когда рани (княгиня) Джханси Лакшми Бай возглавила восстание против англичан, эта крепость надолго приковала к себе карателей генерала Роуза.

Пушка громобой Джханси 1857-1859

Это были дни героической борьбы индийцев за сварадж (свободу). Речь идет о народном восстании 1857—1859 годов, которое сотрясло неустойчивый фундамент английского владычества. Самая яркая жемчужина едва не выпала тогда из британской короны. Много героев родилось в этом восстании, и среди них рани Джханси.

Предпосылки восстания

Индийцы не склонили головы перед завоевателями. С того дня, когда первый фиранг, как презрительно называли англичан индийцы, ступил на землю Индии, народ никогда не прекращал борьбы за изгнание захватчиков. Уже в XVIII веке вспыхивают одно за другим восстания, бунты, волнения горожан и крестьян. Эти выступления усиливаются в начале XIX века, когда колонизаторы окончательно сбросили с себя маску представителей падишаха (императора) и приступили к открытому завоеванию всех земель Индии.

Мощное восстание катится по Бенгалии. Повстанцы громят не только англичан, но и своих помещиков. Одновременно разгорается восстание в Майсуре. И оно направлено против колониальной администрации феодалов. В 30-х годах вспыхивают крестьянские бунты на Малабарском побережье. Англичане не успевают задушить одно восстание, как приходится перебрасывать войска в другое место.

Борьба против растущего национально-освободительного движения и стремление выкачать из страны как можно больше богатств заставили англичан развернуть строительство шоссейных и железных дорог. Делалось это опять-таки руками самих же индийцев и на средства индийского народа.

Британская Ост-Индская компания

Ост-Индская компания — эта ширма, за которой все еще прячется правительство Британии, — крушит, уничтожает одно за другим даже фиктивные права индийских феодалов на власть. Могольский последыш, трусливый, безвольный падишах, еще получает подачки от колонизаторов, но англичане теперь открыто пренебрегают им, запрещают упоминать его имя как правителя страны.

Княжество Ауд, расположенное в долине Ганга, на месте нынешнего штата Уттар-Прадеш, когда-то помогало Ост-Индской компании завоевывать соседние государства. Но уже тогда жители Ауда видели, с каким бесчестным союзником они имеют дело. В конце XVIII века сам генерал-губернатор Гастингс не погнушался ограбить мать наваба Ауда. Он отобрал у нее драгоценности, а дворцовых слуг подверг пыткам и истязаниям. Это мелкое воровство джентльмена-бандита явилось только началом беспощадного ограбления княжества. Естественно, народ то и дело отказывался повиноваться администрации. Это и послужило поводом объявить наваба неспособным к управлению государством и лишить Ауд даже той призрачной независимости, которой он пользовался за свои былые услуги перед компанией.

Так же поступали колонизаторы и с другими княжествами Индии. Одновременно они все более усиливали налоговый гнет, все больше разоряли экономику страны. Народ же на произвол колонизаторов начинает отвечать вооруженным выступлением. Таким образом, народное восстание 1857—1859 годов было подготовлено всем ходом событий.

Британская империя прочно укрепилась в Индии

Большая часть населения Индии исповедовала индуизм. Индусы обожествляют многих животных, птиц, пресмыкающихся. И самое священное животное у них — корова. Убить такое животное считается большим грехом.

У мусульман запретной считается свинина. Это предубеждение возникло давно и имеет исторические корни. Не последнюю роль в таком отношении к свинине сыграл и климат: в жарких краях, где в основном и распространен ислам, свинина быстро портится и становится причиной тяжелых болезней.

Англичане заставляли и индусов, и мусульман, служивших в колониальной армий, скусывать кончики винтовочных пуль, смазанных салом. Мусульмане считали его свиным, индусы — говяжьим. Это вызывало у солдат возмущение, перешедшее в открытое неповиновение офицерам. К тому же по стране, не без активной помощи англичан, стали распространяться слухи, что будто бы все население Индии будет обязательно обращено в христианскую веру. Это только подливало масла в огонь.

Всеобщее восстание

И вот 10 мая 1857 года гарнизон города Мирута, расположенного недалеко от Дели, взбунтовался, перебил белых офицеров и выступил в поход на столицу. Выступление мирутских сипаев (так назывались солдаты-индийцы, служившие в английской армии) опередило день всеобщего восстания, которое готовила инициативная группа феодалов. Но обстановка к тому времени накалилась до предела.

Делийский гарнизон, поддержанный населением столицы, примкнул к восставшим. Для того чтобы объединить силы повстанцев, возглавившие восстание офицеры провозглашают, что все государства Индии должны признать власть единого императора-падишаха. Им был Бахадуршах II, безвольный, лишенный англичанами всякой власти отпрыск Великих Моголов.

Восстание охватывает всю Северную Индию: Дели, Лакнау, Канпур, Аллахабад, Гвалиор, Джханси. Во главе его становятся смелые, самоотверженные вожди — Тантия Топи, наследник престола пешвы Нана Сахиб, рани Джханси Лакшми Бай, Азимуллахан, Кунвар Сингх и его брат Амар Сингх, одна из жен аудского наваба — Хазрат Махал и другие феодалы, возмущенные утерей своих привилегий, поместий, тронов. Среди руководителей восстания были и такие, которые бескорыстно сражались за родину, против засилья чужеземцев.

Крепость Джханси

«Ревущий дьявол», так называли англичане батарею южного бастиона крепости Джханси, изрыгал огонь. Английские пушки обрушили на крепость всю свою мощь. Пробивались стены, разваливались бастионы. Но к утру мужчины и женщины восстанавливали пробоины. Генерал Роуз, английские офицеры были взбешены упорством защитников крепости. Они несли большие потери, но добиться успеха не могли. И впереди всех шла великолепно владевшая оружием и конем рани Лакшми Бай. Вместе с нею были ее подданные и подруги, такие же смелые и самоотверженные женщины, как и их повелительница. Они стреляли из этих пушек. Они же врезались на конях в ряды врагов и рубили их шашками.

Крепость Джханси

Неизвестно, чем кончилось бы это сражение. Но нашелся предатель. В самый разгар боя он открыл врагу городские ворота. Солдаты колонизаторов ворвались в крепость и начали грабить, громить и жечь город. Они сожгли много сокровищ и среди них библиотеку, в которой хранились ценнейшие рукописи древности. Мстя населению за героическое сопротивление, они расстреливали всех мужчин подряд, не исключая немощных стариков и малолетних мальчиков...

...Сегодня с крепостной стены открывается чудный вид. Там, у подножия крепости, стоит монумент рани Джханси. В руке у нее сабля, за спиной — приемный сын, наследник престола. Так сражалась эта бесстрашная женщина. С кучкой храбрецов вырвалась она из осажденной крепости, чтобы продолжать борьбу с врагом. Не раз она предпринимала дерзкие налеты на врага. Не раз она спасала своих солдат и соратников умными советами, дальновидными решениями. Женщина-полководец наводила ужас на чужеземцев.

Джханси показал образец единения народа, организованности, дисциплины. Сражались бок о бок, защищая друг друга, мусульмане и индусы. Индуизм — наиболее распространенная и сейчас в Индии религия. Ислам же принесли сюда завоеватели с Севера. Люди разных религий постоянно враждовали между собою. Но не в Джханси. Рани Лакшми Бай была индуской. Ее начальник артиллерии Гулам Гаус Хан, погибший при защите крепости, исповедовал ислам. Подруги Лакшми Бай были и индуски, и мусульманки. Когда погибал индус, его сжигали на костре, как того требовал обычай. Погибшего мусульманина хоронили с соблюдением обрядов его веры. Бывало и так, что мусульман хоронили индусы, а индусов мусульмане.

памятник Джханси Лакшми Бай Памятник Джханси Лакшми Бай

Во время войн принадлежность к той или иной вере часто отождествлялась воинами с понятием родина, та родина, где была распространена эта вера.

Сражение, смерть во имя веры понималось как высший патриотический долг. И все-таки население Индии было удивительно веротерпимым. Рядом уживались мусульмане и индусы. Они праздновали и мусульманские, и индусские торжества, уважали храмы, веру, обычаи друг друга. Меньшей веротерпимостью отличались правящие круги. Из-за них случались и раньше вспышки религиозной вражды. Но все это были только тлеющие угли. Бедствие только надвигалось. Англичане с первых же дней господства начали раздувать эти угли в пожар большой вражды, применяя излюбленный принцип колонизаторов «разделяй и властвуй». Позже этот грязный метод лег в основу всей политики англичан и принес Индии страшные бедствия.

восстание у стен Джханси

Пока рани Лакшми Бай и ее сподвижники удерживали армию генерала Роуза у стен Джханси, восстание продолжало разрастаться. Были и большие успехи. Были и неудачи. Одна из них доставила немало огорчений повстанцам: через четыре месяца после начала восстания пал Дели. Падишах, прятавшийся в дни опасности в мавзолее своего предка Хумаюна, предал восставших и сдался на милость английского лейтенанта. Он купил себе жизнь, отдав за нее жизнь двух своих сыновей, внука, не говоря уже о тысячах патриотов, казненных карателями. Англичанам на руку была трусость падишаха. Теперь они и формально лишили его трона. Так бесславно кончилось царствование династии Великих Моголов.

Центром восстания после падения Дели стали Лакнау и расположенный поблизости город Канпур. Ахмед-шах и Хазрат Махал, возглавив борьбу повстанцев, разгромили английский гарнизон, загнали остатки его в крепость, называемую и поныне «резиденцией». Прибывшие после подавления делийского восстания войска карателей встретили здесь такое сопротивление, что долго не смогли одолеть его. Борьба в княжестве Ауд продолжалась более двух лет, до конца 1859 года. Хазрат Махал, громя врага, показала, на что способна индийская женщина, когда она защищает родину.

Канпур, где повстанцев возглавил маратхский Нана Сахиб, тоже надолго приковал к себе войска английских войск. Вся Северная и Центральная Индия поднялась на народное восстание. Не поддержало восставших население юга страны и Пенджаба. Колонизаторы сумели привлечь на свою сторону сикхскую пенджабскую армию. Еще до начала восстания английская администрация заигрывала с пенджабцами. С них меньше брали налогов, терпимо относились к их обычаям, подчеркнуто уважительно выделяли их из общей среды индийцев.

Войска сикхов и переброшенных из Непала турков стали чуть ли не основной опорой колонизаторов в подавлении народного восстания. Помогал англичанам и низам Хайдерабадский.

Во время восстания войска низама стояли совсем близко от Джханси, в Нагпуре. Они не только мешали вовлечь в восстание население юга страны, но и приняли активное участие в подавлении его. Низам, предавая интересы Индии, еще раз покупал благосклонность чужеземцев.

Продолжение борьбы

Борьба продолжалась. Рани Джханси и ее сподвижники собрали новое войско. Влившись в армию пешвы Махараштры, они с боем захватили Гвалиор, раджа которого Синдхия верно служил англичанам. Выступи княжество Гвалиор само и раньше в поддержку восстания, ход его принял бы иной оборот. Это было сильное княжество с десятитысячным войском.

Гвалиорская крепость Гвалиорская крепость

...Сегодня Гвалиорская крепость является крупнейшим памятником-фортом Индии. Большое ровное плато, почти с вертикальными склонами. Могучие стены, мощные бастионы. Далеко вокруг крепости — никаких природных укрытий. Все подступы к ней хорошо простреливаются. Крепость и больше по размеру, и лучше укреплена, чем в Джханси. Такое сооружение взять потруднее. Сложные и противоречивые события видели стены старой крепости.

03.10.2019

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

0 МНЕНИЙ

Зарегестрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы высказать своё мнение.
Не оставляй его при себе, поделись им с нами!