Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии
Не все люди способны осознать, что у них есть психологические проблемы, отдельные отклонения иногда считаются нормой, а иногда с ними приходится мириться, потому что в общественном сознании сложился стереотип, что человек не меняется. И хотя психологи, психотерапевты готовы помочь, многие люди опасаются обращаться за помощью.
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭТ) Альберта Эллиса — метод решения многих психологических расстройств. Методика Эллиса достаточно проста, и освоить отдельные приемы может каждый. Работая над собой, человек может привести свою психику в порядок, отказаться от иррациональных взглядов на жизнь и контролировать эмоции.
Причина появления РЭТ
Любой индивид сталкивался с психологическим дискомфортом. На момент создания РЭТ уже были теории, объясняющие отдельные психологические процессы, но, как считал Альберт Эллис, эти теории неверно отвечали на поставленные вопросы. А методика лечения не была научно обоснованной.
Создание РЭТ связано с радикальным пересмотром взглядов бывшего психоаналитика Эллиса. Эллис решил, что у психоанализа никаких доказательств нет, отсутствуют серьезные исследования, подтверждающие эффективность, а человеку порой на всю жизнь навязывается «лечение», где специалисты заняты не решением проблемы в настоящем, а поиском проблем в прошлом и интерпретацией снов.
Фрейд утверждал, что нечто во сне означает то-то и то-то, что первобытное общество было таким-то и что любая женщина завидует мужчинам лишь потому, что у тех есть пенис. Как подобное можно доказать? Никак. В это можно только верить.
Эллис, будучи психоаналитиком, пришел со временем к выводу, что учение Фрейда — не просто заблуждение, но его главная ошибка в том, что люди вместо работы над собой впадают в зависимость от врача. Врач этому рад, так как может всю свою жизнь зарабатывать деньги, собирая вокруг себя зависимых пациентов, которые верят ему на слово.
Бывший психоаналитик оставил учение Фрейда и разработал новую терапию, которая опирается на научные данные. В рамках РЭТ возможны доказательства и эксперименты. Утверждения не принимаются за истину только на том основании, что так говорит врач. Более того, РЭТ направлен на то, чтобы пациент саморазвивался, менял свое поведение, а не зависел от врача долгое время или даже всю жизнь; не перекладывал на других ответственность за свое поведение и свои мысли.
Иррациональные верования (антинаучное мышление)
Главный тезис РЭТ — эмоциональные проблемы индивида связаны с иррациональными верованиями. Иррациональные верования — ошибки мышления, свойственные многим обывателям.
Иррациональные верования кому-то кажутся вполне разумными. Самые распространенные примеры связаны со словами «должен», «должны». Человек «должен»
все делать правильно; люди, окружающие его, должны к нему относиться хорошо, а мир быть справедливым. Такие иррациональные верования в действительности свойственны многим людям, и они часто приводят к психологическим проблемам, особенно стрессам, так как реальность разрушает иллюзии.
Необходимо понимать, что требование к миру, к людям и к себе жестко следовать определенным нормам, правилам и законам — догматическая установка. Безусловно, всегда будут законы и нормы, согласно которым описано то, как должно быть в теории, но в реальности всегда будет иначе, такова жизнь.
ABC
Эллис создал модель ABC, которая используется психотерапевтами. Есть мнение, что существует событие и реакция на него, то есть A и B (как будто это условный рефлекс по Павлову). Однако все не совсем так. Эллис утверждал, что в этой схеме игнорируют главное — анализ события. Ведь человек на разные события реагирует по-разному. Например, один человек при виде паука испугается, а другой никак не отреагирует.
Следовательно, именно когнитивный фактор (B) играет решающую роль. И именно с ним человек должен работать, применяя научное мышление. Когда индивид боится пауков — это иррациональная установка, которая как будто работает автоматически. Но почему не у всех людей?
Да, можно по примеру некоторых психоаналитиков годами анализировать сны, искать причины в половых органах или влечении к какому-нибудь объекту, но можно разработать научную программу, по которой человек попытается изменить свои верования, чтобы реагировать иначе.
Задача клиента — осознать свои иррациональные установки, бороться с догмами и их пересматриваться, меняя поведение. Со временем новые установки должны закрепиться. РЭТ — терапия прямого действия. И на данный момент известно, что она эффекта при расстройствах личности, тревоге, депрессии и неврозе.
Практикум (научное мышление)
Работать с иррациональными верованиями можно только в том случае, если человек применяет научный метод. В первую очередь иррациональное верование нужно выделить. Например, «я должен всегда хорошо справляться с работой, иначе я неудачник». Некоторые люди действительно полагают, что с каждой задачей должны справляться идеально.
Что же делать с таким верованием? Применяем научный анализ. На чем основано данное утверждение? На фактах? Есть ли в нем логика? Нет. Человек может справиться с задачей хорошо, а может и не справиться, это нормально для любого. И если он не справляется, то это не означает, что он вдруг после этого станет неудачником.
Можно ли назвать это верование «гибким»? Нельзя, потому что оно предполагает единственный путь развития.
Дальше человек может развить эту мысль.
- Из того, хорошо или не очень я справлюсь с работой, не следует, что я неудачник;
- Я не должен справиться с работой хорошо. Желательно справиться с ней хорошо, но это не обязательно, потому что я не могу этого гарантировать, никто не может;
- Я могу и не справиться хорошо с работой, но в этом нет ничего ужасного, потому что, возможно, в следующий раз я справлюсь лучше, так как учту прошлые ошибки.
Диспут, конечно, может содержать хоть сотню пунктов, но главное — поиск рационального зерна и логики. Каждый человек способен задать себе простой вопрос: «на каком основании я считаю эту мысль верной?».
Сторонники РЭТ учат клиентов дискутировать с собой, находить аргументы, чтобы формировать гибкие и научно-обоснованные установки вместо иррациональных верований. Это не быстрый процесс, но если постоянно спорить с собой и находить рациональные аргументы, сознательно корректировать свои ложные установки в реальных условиях, то со временем рациональные установки станут нормой поведения.
В книге «Психотренинг по методу Альберта Эллиса» есть интересный пример: 23-летний Стили, юрист по профессии, получил от жизни все: хорошее образование, престиж, физические качества. А также он родился в богатой семье. Но вот так вышло, что у него не было друзей, и в общении он был замкнут.
Объяснить такое легко при помощи догм психоанализа, что вот у него Эдипов комплекс, чувство вины за какой-нибудь поступок в детстве и прочее. Но, как рассказал Эллис, в детстве у Стили никаких проблем не было.
Только в период половой зрелости начались проблемы: Стили себя возненавидел. Возможно, это связано с шепелявость, так как Стили всегда хотел красиво говорить. По этой причине он вообще прекратил общение почти со всем друзьями и знакомыми.
В рамках РЭТ этот случай проанализировали и пришли к выводу, что дело в высокой требовательности к себе, у Стили была установка: «я должен быть безупречен во всем». Стили отвергал посредственные результаты. Это негативно сказалось на психике. В первое время работы с психотерапевтом Стили отрицал, что у него имеются иррациональные установки, но со временем начал признавать, частично спорить с ними, вступая в диспуты. Со временем он преодолел иррациональное верование и начал общаться с людьми. Нужно было только разрушить неверную установку, что он кому-то (даже себе) что-то должен.
Задача РЭТ не доказать, что не стоит стремиться к хорошему результату, а задать установку: «хороший результат — это то, что нужно, но если не получится, то ничего страшного, ведь это не конец света».
30.10.2018